Вожа пу

   (0 отзывов)

Gudrid

Дерево играло важную роль в верованиях древних народов. Это и мировая ось, на которой держалась Вселенная, и Путь, связывающий миры между собой, и последнее пристанище для мёртвых, и вместилище духов. Особым деревом у коми считалось вожа пу - дерево с двумя вершинами, развилистое дерево. Традиционно коми-зыряне считали, что у такого дерева два сердца и опасались использовать такое дерево не только при строительстве, но и в качестве дров во избежание несчастий, так как оно считалось обиталищем нечистых сил. По поверьям, если посмотреть сквозь развилку такого дерева, то вполне можно увидеть дорогу в потусторонний мир. Само дерево, считалось, росло прямо на пути нечистой силы, и останавливаться на отдых, а тем более на ночлег под таким деревом было нельзя. В одной из быличек, записанных у вычегодских охотников, говориться как раз о встрече охотника с лешим-шувгеем, потребовавшим, чтобы человек, остановившийся под вожа пу, убрался с дороги. Предполагалось, что это  путь можно было закрыть, если развести под таким деревом костёр, так как нечисть боится огня. Сходная быличка записана у сысольских зырян. В ней говорится о берёзе с тремя вершинами, на которых часто видели лесную женщину. Известны былички, повествующие о том, что сами деревья являются живыми мыслящими существами: "Однажды в старину два охотника в верховьях Выми припозднились и заночевали под елью. А когда случается ночевать в незнакомой избушке или под деревом, обычно спрашиваешь:
— Избушка-матушка, пусти ночевать!
Охотники, конечно, так же спросили у ели. Без спросу не заночевали.Ночью они и услышали, будто кто-то подошел и сказал:
— Мать твоя умирает, не сможешь ли навестить свою мать?
А ель ответила:
— Я не пойду, ночующие пришли, пусть спят. Завтра утром приду.
Потом позже, ночью, в саженях двадцати от них слышно было, как с глухим стуком рухнуло дерево. Наутро охотники смотрят — и верно, упала ель. Это ель-мать и умерла ночью".
(Ю. Рочев)

5890f2f5ed910_.jpeg.6aa955cebe6c15c8e54b

Часто деревья являются местом обитания лесных духов и нередко человек, нарушивший ритуал, сталкивался с их проявлением: "Мой отец совместно с другими охотниками построили охотничью избушку под большим кедром. А когда приближаешься к этому кедру, слышно, как кедр шумит, хоть и нет ветра, штиль. Поэтому другие все испугались, не стали жить в этой избушке. А отец наш никого не боялся, и он остался там жить. Стал кипятить чай, и вдруг дверь открылась, и со стола все подмело-сбросило на пол, даже котелок опрокинуло.
Ну, он снова начал кипятить. И только приготовился поесть, опять дверь открылась и все сбросило. А на улице штиль, никакого ветра нет. Дверь веревкой скрутил-привязал накрепко, поел-попил и лег спать.
Только лег, кто-то в окно торкнул. "Ну,— думает,— гость еще какой-то идет". Посмотрел — никого нет. Только лег, кто-то опять стучит. Открыл двери, смотрит — никого нет, и под окном никаких следов не заметно.
"Это, видно, кто-то другой стучит, не хочет, чтобы я тут жил. Ничего,— думает,— я не из рода трусливых".
Снова привязал дверь и лег, а рядом ружье положил.
Кто-то в стену — трах! И один раз, и другой. Потом, слышно, дверь отворилась и к нему подошел кто-то, а самого не видно. А огонь сам собой потух. Потом он подошел к отцу, хлопнул по плечу и говорит: "Встань!" Таким образом несколько раз произнес и хлопнул. А отец и хочет подняться, но не может даже сдвинуться с места.
Ну, наконец тот отпустил отца, и он оделся побыстрее и ушел, отправился домой. И у него отняло сон, не может уснуть и все. Четверо суток без сна шел домой, пришел, велел себя раздеть. А сам сидит за столом указывает рукой в разные стороны и говорит: "Кто это? Кто это?" А куда указывает рукой, там никого нет.
Потом стал пить чай и уронил голову на руки, и тут же уснул. Целые сутки так за столом и спал.
Потом уже позже сказал: "Я ведь не спал четверо суток, еще бы немного и умер бы, наверно, из-за бессонья".
После недолгого времени с того случая и умер отец".
(Ю. Рочев)

0_b7acc_f12a7729_L.jpg.315859603d06aedc1

Верования о вожа пу как о пути в иной мир, границе, разделяющей два мира, перекликаются с представлениями о перекрёстке дорог как месте, связанном с миром духов. Коми верили, что человек может увидеть нечистую силу, обычно скрытую от глаз, если посмотрит на неё сквозь растопыренные пальцы рук, между своих ног или через задние ноги лошади или собаки. Печорские охотники для очищения от порчи или морока, посланного нечистой силой, пролезали сквозь искуственно созданную развилку дерева, как бы оборачивая нехорошее воздействие вспять. Для этого ствол растущего в лесу дерева специально расщепляли топором и фиксировали клиньями.

До настоящего времени у печорских, ижемских и вычегодских коми-зырян сохраняется традиция высаживания искусственно сделанного вожа пу на могилу, в ногах покойного. Для этого у молодого дерева обламывалась вершина, чтобы появилось несколько вершин. Рядом ставили крест или памятник. Дерево живое, оно долговечнее, по его состоянию судили о том, как идут дела покойного в ином мире.

Автор: Gudrid

Изменено пользователем Gudrid



Отзыв пользователя

Нет отзывов для отображения.