коми Лов

   (0 отзывов)

Gudrid

По верованиям коми-зырян, у каждого живого существа было две души. Одна из них, орт, находилась вне тела, вторая, лов, была внутри.  «Лов» буквально означает «дыхание, дуновение». Говоря про живое, коми-зыряне говорят: «ловъя пу» (дерево с душой), «ловъя турун» (трава с душой), «ловъя ӧш» (медведь с душой), «ловъя морт» (человек с душой), наделяя таким образом душой не только людей, но также животных и растения. В то время как про мёртвое говорится «ловтӧм турун» (трава без души), «ловтӧм мӧс» (корова без души), «ловтӧм морт» (человек без души) и т. д. Да и сам процесс умирания зырянином определяется, как исход дыхания из тела – «лов петӧм». Похожие представления о душе можно встретить у ближайших сородичей зырян – вотяков и коми-пермяков – «лул» (душа) и «лул петон» (смерть).

ostatochnie-prizraki.png.555f61a070ea531

Душа-лов находилась внутри черепа, если речь шла о человеке или животном, или в стволе дерева. Среди коми есть верование, что не похороненные черепа взывают к прохожим с просьбой о погребении. Или же, в другом варианте поверья, они перебегают дорогу перед путником, издавая своеобразный свист «тюргӧ», и, если не похоронить их, лов, обитающая внутри, накажет человека, наслав несчастья. Впрочем, обладая таким черепом, можно было заручиться поддержкой обитающей в нём лов. Так, охотник, обладая черепом животного, получал помощь и поддержку души умершего зверя.

После смерти живого существа, лов не погибала, а продолжала своё существование на земле, которое могло длиться очень долго, пока душа окончательно не покидала землю, отправляясь в иной мир. Длительность посмертного пребывания лов на земле, среди живых, зависела от многих обстоятельств. Но прежде всего, от незавершённых земных дел, что удерживали душу-лов в мире живых. Так, лов матери не могла оставить своих детей и сопровождала их долгое время, являясь духом-хранителем, пока они нуждались в ней. Или душа-лов одного из умерших членов семьи надолго становилась защитником и покровителем, сопровождая кого-то из домочадцев или охраняя дом и хозяйство, становясь, таким образом, домашним духом до тех пор, пока об умершем помнили и приносили ему угощение. Такое тесное сосуществование умершего и его живых родственников объясняется древней традицией хоронить тело рядом с домом, под полом или в углу под печью. Позднее традиция хоронить покойников в отведённых для этого местах, на кладбищах, как бы отдалила лов от дома, дала ей возможность существовать вдали от гроба, переселяться на поля, становясь духом-хранителем посевов, в леса, обитать в деревьях. Недаром же существует традиция хоронить покойника возле дерева или сажать его на могиле, чтобы душа могла поселиться внутри. У коми существовали целые рощи священных деревьев – лов-пу. Также существовал обычай после окончания жатвы класть на бӧр – межу, разделяющую два поля, – особое угощение из масла и ячменной муки – чомӧр, для поминовения усопших.

Одновременно с этим коми-зыряне испытывали суеверный страх перед лов, особенно когда она только покинула тело. Считалось, что она враждебно настроена по отношению к живым, и лишь видя горе своих близких, плачущих по покойнику, незримо присутствуя рядом во время похорон и поминок, лов начинает смягчаться, успокаивается. Могла душа-лов и отомстить живым, «дать мыжу» – наказание в виде болезни или иных бед, если её незаслуженно забывали, переставали вспоминать умершего и приносить ему угощение. Малейшее невнимание к умершему могло вызвать гнев лов, которая предупреждала живых об этом каким-то случаем. В одной из быличек рассказывается, как в д. Сьӧд-Якове летом с пастбища пропали коровы, и поиски не дали никакого результата. В итоге все решили, что мёртвые, прогневавшись, сделали коров невидимыми и искать дальше бессмысленно. Но после того, как по умершим справили хорошие поминки, те смилостивились и вернули коров на место.

Лов сохраняет отличительные черты характера усопшего. Злые люди после смерти могли строить козни и вредить живым, потому коми-зыряне очень боялись злых покойников. По верованиям, лов такого человека могла напасть на живого, если враждовала с ним при жизни. В быличке приводится случай, когда умер враг одного из охотников коми. Тот в это время находился далеко от дома, на охоте и ничего не знал. Ночью в лесу, когда охотник спал, его разбудил страшный лай его собаки. Она грызлась с кем-то невидимым и была вся окровавлена. Тогда охотник посмотрел через задние ноги собаки (распространённый приём, чтобы увидеть нечисть) и разглядел своего врага, который с оскаленными зубами рвался на живого человека, в то время как собака не пускала его.

Чтобы избежать нападения озлобленной лов, выполнялись определённые защитные обряды, читались заговоры от нечистой силы и покойников. Так, опасаясь нападения злобного покойника коми-зырянин совершает обряд запирания двери, кладёт под порог острый железный предмет (топор или нож).

zlyie_duhi2.jpg.131fede1416fdf33a697009a

В поверьях коми лов чаще всего невидима, её присутствие рядом можно ощутить лишь по тому воздействию, что она оказывает на живых, наказывая или вознаграждая, оберегая близких. Впрочем, иногда покойники способны казаться живым не только в своём привычном, прижизненном обличии, но и принимать образ животного. Ю. Рочевым записана быличка о человеке, случайно заночевавшем в морге: «Лёг он на скамейку (для вскрытия трупов) и вдруг видит – чёрный кот ходит, похаживать стал мимо него чёрный кот. И он:

– Кисонька, кисонька, кусочек хлеба хоть тебе надо дать!

– Кисонька! Кисонька! Тебе кисонька! Тебе кисонька! Тебя-то не режут, тебе и кисонька! Меня вот изрезали! – отвечает ему кот.

Покойники они часто котами показываются»…

Земля не являлась местом постоянного обитания лов. По истечении определённого срока та должна была покинуть этот свет и своих родных, чтобы отправиться в мир иной. Об этом переходе коми сохранили только смутное представление. По верованиям, лов переправляется в мир мёртвых через смоляное озеро по шатающемуся бревну и опирается при этом на длинный шест или оглоблю. Иногда через это озеро лов переносит на своей паутине паук-черань – паук-крестовик (букв. «паук с мешком»).

Автор: Gudrid

Изменено пользователем Gudrid



Отзыв пользователя

Нет отзывов для отображения.