карелы Виеристя - святочная старуха

   (0 отзывов)

Gudrid

У карельского народа святочные обряды проводились начиная с 25 декабря и заканчивались только на Крещенье (19 января). По древним поверьям от поведения человека в эту пору зависело то, какой будет его жизнь в течение всего года. Границы миров - человеческого и потустороннего, мира духов, часто враждебного человеку, были открыты. А смерть на святочной неделе гарантировала, что умерший попадёт в рай.

Святки у северных карел - виериссян кески (vierissän keski), т. е. «крещенский промежуток» - это время разгула нечистой силы всех мастей. Северные карелы Калевальского и Лоухского районов верили, что в это время с небес на землю спускается Виеристя (Vierissän akka) - злобная старуха-ведьма с длинными чёрными волосами, устрашающее с виду существо со взлохмаченными, торчащими во все стороны волосами. Говорят: «Баба Виеристя что лохматая мутовка» (turjushärkin, где turjus — нечто волосатое, косматое, всклокоченное). Неопрятному, плохо одетому человеку так и говорили: «Ну, ты и Виериссян акка!» Баба Виеристя живет в проруби, но время от времени поднимается на поверхность и бродит по земле. В риге она молотит, в хлеву гладит коров и приговаривает при этом будут ли они здоровы (в наступающем году), в амбаре громыхает досками от закромов и говорит, что в этом ларе то и то или пустые закрома и т. д.

586aa6e49ce4c_2.thumb.jpg.68a52ee3fa2c0a

В бане она парится, а в избе, случается, возится под столом, поэтому, когда никого нет в избе, ее иногда там и слушают, накрывшись скатертью. Виериссян акка тогда будто бы рассказывает, будет ли дом с достатком или станет беднеть. Виеристя посещала мир людей дважды в году: в период зимнего и летнего солцестояния. Зимой её путём с небес вниз служил деревянный крест, поставленный у проруби-иордани. В деревне Вокнаволок рассказывали, что «баба Виеристя выходит в канун Рождества из проруби величиной с льняное семя, а уходит обратно в Крещение величиной с воз сена. Такой быстрый рост старухи Виеристя связан, как считают карелы, с тем, какое количество людских грехов она собирает на Святках. Для того, чтобы баба Виеристя могла в это время свободно входить и выходить, проруби специально увеличивались и возле них ставили особые кресты, в которых не должно было быть железных гвоздей. Чтобы баба Виеристя не вредила людям, нельзя было работать при свете (лучины и камелька), несмотря на то, что день в это время на севере очень короток. Нельзя было также оставлять работу недоделанной». Прихода этой старухи карелы очень боялись, считая её злокозненной, коварной, зачастую несущей вред человеку.

586aa6e3c1af9_.png.3b59e769e7f20884a6121

Чёрный цвет волос Виеристя, как и её связь с водной стихией, куда она погружается по окончании Святок, говорит о связи этой ведьмы с миром умерших. Чёрный цвет у многих народов связывался с ночью, севером и смертью. На север лежала дорога душ, покинувших мир живых. Кроме того, карелы верили, что страна мёртвых находится по тут сторону воды (реки, озера). Большинство старых кладбищ у собственно карел и Кольских саамов располагались "за водой" - на мысах и островах.

Вход в подземный мир умерших и злых духов, по отдельным мифологическим представлениям некоторых северных народов, находился на дне лесных озер (саамы), в провалах, заполненных водой или текущей в потусторонний мир рекой (нганасаны, эвенки), сходных с родниками и колодцами. Представления об отверстиях между мирами широко распространены среди северных евразийских народов. По представлениям нганасан, входом в нижний мир может служить также прорубь, в которую по легенде уходит шаман возвращать потерянную для рода удачу в промысле. На краю проруби в канун крещения северные карелы устанавливали "крест Старухи Виеристя" (vierissän akanristi), который представлял собой невысокую жердь с косо прибитой к ней поперечной планкой. По обе стороны от поперечины были нанесены зарубки. Отколотая наполовину щепа оставлена у основания зарубок. Прорубь как сакральная точка пространства отмечается в северной Финляндии оберегом - небольшой елью с обрубленными ветвями, которую втыкают в снег.

Таким образом старуха Виеристя имела отношения к культу предков, к почитанию умерших, возвращающихся в мир живых на святочной неделе. И соприкосновение с этим миром всегда было опасным.

Но помимо этого, старуха Виеристя также связана с аграрным культом, не зря народные верования наделяют её растительными компонентами (вид крохотного зёрнышка в начале святочного периода и копны сена в конце). Дни зимнего и летнего солнцестояния считались переломными, важными моментами в цикле времени. Зимнее солнцестояние поворачивало всю природу к весне, к периоду вегетации, к началу аграрного сезона, в то время как летнее солнцестояние "переключало" время на осень - период окончания вегетации, сбора урожая. Естественно, что именно эти кризисные периоды в жизни предки считали самыми важными для всего живого. От того, как человек вёл себя в эти периоды, соблюдал ли традиции и обряды зависела жизнь всех. Помимо общих запретов на многие виды работ в святочное время существовали и такие: передвигаясь в вечернее и утреннее время по улице, следует как можно меньше пользоваться огнем для освещения, нельзя ничего трогать в хлеву и брать воду из проруби в темное время.

586aa6e622b35_.png.177e7e64439d741160b18

Могла Виеристя с собой в прорубь утащить и баловавшихся на улице детей: «Она, якобы, и дегтем обмажет и в прорубь затащит — детей пугали на Святки — в проруби живет, да в риге... С детства она осталась в памяти как ведьма какая-нибудь злокозненная, бывало, про старух с плохим характером говорили: «Вот баба Виеристя!» Если что плохо сделаешь (говорили нам): «Ну, вы и бабы Виеристя!» (записи А. П. Конкка в пос. Калевала). Однако поведение на виериссян кески было строго регламентированным не только для детей. «Предупреждали, что в это время нельзя ничего плохого говорить и особенно шуметь и озорничать, иначе баба Виеристя заявится ночью в избу. Однажды, когда сильно шумели и испугались, что теперь уж точно придет баба Виеристя в гости, то (провинившимся) одели на головы пустые молочные горшки на ночь. А кто-то один не послушался и не надел на голову горшок, дак баба Виеристя ночью пришла и снесла голову тому, кто спал без горшка.» (А. П. Конкка)

Автор: Gudrid

Изменено пользователем Gudrid



Отзыв пользователя

Нет отзывов для отображения.