Шуликуны

   (0 отзывов)

Gudrid

Период зимнего солнцестояния – особое время. Это окончание «тёмного полугодия», поворот солнца «на весну», означающий увеличение светового дня. Коми-пермяки называют его «светтё» (от русского Святки), а также - страшной ойез (страшные ночи), Рошво или Рöжöство. В народной коми-пермяцкой этимологии светтё характеризуется как время «цветения» покрытых изморозью деревьев и объясняется противопоставлением периода зимних морозов летнему расцвету трав: «Снег выпадет, покроет березы и черёмухи, вот это светтё». (Голева)

Период свеття чаще всего датируют промежутком времени от Рождества до Крещения (7–19 января). Но помимо этого, его сроками называют время от начала декабря (за 12 дней до Николина дня (19 дек.) до Крещения (19 янв.) или до Афанасьева дня (31 янв.); от Николина дня до Крещения; выделяют с Николина дня «маленькое цветтё», а с 3-го по 19е – «главное цветтё»; также светтём именуют морозные дни в середине зимы.

Эпитет же «страшной» связан с разгулом особой нечистой силы, духов светтё – шуликунов. Название это, по одной версии, восходит к древнеславянскому «щуй», то есть «левый, плохой, нечистый». (Н. И. Толстой) Другие специалисты возводят эти именования к иноязычным словам: татарскому «шульган» – «злой дух, подводный царь, пасущий под водой бесчисленные стада скота», тюркскому «шулюк» – «пиявка» и некоторым другим. Интересные соответствия есть в южнославянских языках: в болгарском слово «шулек» означает незаконорожденного ребенка, а у македонцев «шулько» — обращение к еще не крещенному ребенку.

Считается, что шуликуны (шулюкуны, шилыганы, шлихуны) появляются в период от Рождества до Крещения в тёмное время суток и свободно ходят по земле. Для них границы открыты только в течение этого периода, по окончании святок они не могут вернуться в свой мир обратно и остаются на земле до следующего года.

В поверьях шуликуны воспринимались как маленькие человечки небольшого роста (с кулачок или чуть побольше), с заострённой головой и пышущим изо рта огнём. В некоторых областях считали, что своими острыми головами шуликуны пробивают лед, чтобы выбраться на землю: «Они, шуликуны, из проруби вылезут, у них все железное — и сани, и повозка, и кони железные. В повозку складут человека, вокруг дома объедут, на прорубь увезут.» (Е. Левкиевская) Кое‑где считали, что у этих сезонных духов нет пяток, что сближает их с образом чёрта, одно из имён которого - анчутка беспятый. Сибирские же «шишкуны», по поверьям, имеют конские ноги. Шуликунов узнавали по одеянию: в рассказах они носят белые самотканые кафтаны с кушаками или пеструю одежду, а на голове – остроконечные шапки.

585ec188bd21b_.gif.9144e039aa4cc8d20b59c

Шуликуны связаны со стихией воды и огня. Они появляются из проруби, в воду же и прячутся по окончании светтё. Связь с огнём прослеживается не только в пышущем изо рта пламени, но и в сковороде с пылающими углями, которые они носили в руках, а также с раскалённым докрасна крюком, которым они подцепляли попавшегося им на пути и утаскивали в прорубь.

В мифологических рассказах шуликуны попадаются не поодиночке, а целыми артелями. Толкутся возле проруби и на перекрёстках, разъезжают повсюду в железных санях или ступах, а то и на «калёной печи». Селятся в сараях и заброшенных домах, но могут проникнуть и в избу, откуда их потом трудно выгнать. «Шуликуны в воде живут. Когда Святки — на сушу вылезают. Шапки остры, имеют коней, сани. Человека заберут в воду, да говорят: «До воды пихай, до воды пихай». К себе возьмут. Шапками долбят лед и человека в прорубь пихают. Боялись выйти на Святки — шуликуны возьмут.» (Е. Левкиевская)

По отношению к человеку шуликуны выступают как вредоносная сила. Увидеть шуликуна считалось плохой приметой - весь год будут преследовать неудачи. Святочная нечисть часто куражится над пьяными, толкая в грязь, путая, заманивая к проруби. Может подшутить и над девушками, пришедшими к проруби в святочный период, чтобы погадать о судьбе. Часто крадут и путают кудель у нерадивых хозяек, решивших прясть в период светтё. В Тобольской губернии ленивой пряхе, которая до Святок не успела сделать свою работу, говорили: «Шуликун утащит кудельку!», а нередко и утянет ее саму. Также верили, что шуликуны похищают вообще всё оставленное в избе или амбаре без благословения: и вещи, и съестные припасы. По поверьям, ночами шуликуны бегают по деревне, заглядывают в окна, пугая детей. «Спи, а то шуликун утащит!» - говорили непослушным.

В поверьях появление шуликунов часто связано с печью. Считалось, что они приходят через печную трубу и по окончании Святок скрываются в проруби. В Вологодской губернии с печью связывалось появление шуликунов на земле: крестьяне полагали, что это младенцы, которых на Святках рождает кикимора, и новорожденные вылетают через печную трубу на улицу, где пребывают до Крещения, а затем уходят в воду. Также считалось, что шуликунами становятся умершие до крещения младенцы или дети, погубленные своими матерями.

585ec65d39d15_.jpg.5dedcb1f2d9d6394c46c4

Чтобы после светтё шуликуны не остались в людском мире и не чинили вред, в конце святочного периода их изгоняли обратно в прорубь. Для этого молодые парни на лошадях и санях объезжали деревню с шумом и криками, хлестали плетью крест-накрест все углы и закутки, топча и выгоняя нечисть вон.


1 пользователю понравилось это


Отзыв пользователя

Нет отзывов для отображения.