манси Менквы

   (0 отзывов)

Gudrid

В мифах и сказаниях манси выделяются особые существа, некие полулюди-полузвери, которую исследователи обозначают и как «демонов», и как «социальных сверхестественных существ». Немалый ряд мифов рассказывает об их жизни и взаимодействии с людьми. Являясь одновременно и первопредками, предшественниками людей, и их антагонистами, они играют большое значение в  верованиях манси и религиозных обрядах.

Менквы – особая группа духов в верованиях обских угров. Это предшественники людей, неудачная попытка Нум-Торума создать человека. Менквы были вырезаны Топал-ойка, старшим сыном Нум-Торума, богом реки, из лиственницы: «Топал-ойка вырубил из лиственницы семь человеческих фигур. За это время Куль-отыр вылепил из глины семь человеческих фигур. Говорит Топал-ойке:

− Давай, братец, поменяемся, а?

− Нет, не буду меняться, − отвечает Топал-ойка, − твои люди глиняные, худые.

− Ну, поменяемся, − уговаривает Куль-отыр.

− Не хочу отдавать своих людей. Вон сколько я с ними бился!

− И я над своими поработал, − говорит Куль-отыр. − А ты души для них откуда возьмешь?  Нум-Торум тебе душ не давал.

Сидит Топал-ойка, голову почесывает,

− Верно, − говорит, − душ-то у меня нет. Ну а ты моих деревянных людей сделаешь живыми?

− А то как же! Я их оживлю. А из глиняных людей пусть будут менквы.

Топал-ойка деревянных людей отдал Куль-отыру, себе глиняных взял. Хуль-отыр деревянные фигуры отнес к Нум-Торуму. Нум-Торум поставил их спинами к себе, дунул на них: куда девались? Топал-ойка руки расставил, да ни одного не поймал».

Нум-Торум не смог вложить душу в лиственничных людей, они разбежались по свету и до сих пор, по верованиям манси, живут в лесах. Душа досталась глиняным человечкам, её дала верховная богиня-мать Калтась-эква или Йоли-торум-сянь (Нижнего мира мать). С тех пор на земле, согласно мифам манси, живут два народа: люди, созданные Куль-отыром (богом нижнего мира) из глины и оживлённые Калтась-эква и менквы, лиственничные люди, которых создал Топал-ойка.

Менквы внешним обликом схожи с людьми, но их отличает огромный рост (с высокое дерево), наличие нескольких голов (от одной до семи), физически крепкое, железное тело, длинные руки и ноги с огромными когтями. Головы их имеют остроконечную форму. Когда менкв идёт по лесу, его слышно издалека: скрипят деревья, ломаются сучья, завывает ветер. Менквы часто в мифах выступают как людоеды. Устройство общества и уклад жизни менквов сходен с людским. Они живут семьями, имеют детей, ходят на охоту. При этом менквы часто вступают в брак с людьми, а детей человека могут заменять своими.

Сосьвинские манси считали, что менквы живут поселениями, у них есть старейшины и они платят подати Мир-Сосне-хуму. Кроме того, они владеют живой водой. На Сосьве манси считали менквов предками лесных людей мис, которые, в отличие от предков, не были враждебны людям и помогали им на охоте.

Мифы о менквах часто перекликаются с рядом мифов о двух фратриях (родовых общинах): Мось и Пор. Здесь в мифах реальность сплетается с вымыслом. И реально существующие фратрии наделяются тотемными предками и мифологией. Люди фратрии Пор называли себя пор махум (народ пор) или пупих сыр («медвежий род», «медвежья фратрия»). Люди Пор считали себя родственниками менквов, а своим предком – медведя, который ассоциировался с Нум-Торумом, духом Верхнего мира, Когтистым стариком. Так как менквы тесно связаны с медведем, то они, по верованиям манси, присутствуют на медвежьем празднике фратрии Пор, тотемом которой и является медведь. Менквов изображают мужчины рода, надевая высокие остроконечные шапки с конскими хвостами, они громко кричат и хохочут. В церемонии менквы играют важную роль: несут культовые предметы к месту хранения, оканчивают церемонию.

5839c5760653b_.jpg.f8a4b0dafbb65c9106d24

5839c561a35b5_-.jpg.610ad2826ac73686407f

Семь идолов, изображавших менквов, часто ставились около святилищ для их охраны. Примечательно, что несмотря на браки, заключающиеся между соседними фратриями Пор и Мось, последним нельзя было присутствовать на родовых праздниках Пор. В одной из сказок описывается, как члена фратрии Мось, попавшего на медвежий праздник, уносят к себе менквы.

5839c58944989_.jpg.7f933ccb0ff968138b599

В мифах и сказках часто противопоставляются Пор и люди фратрии Мось: «Люди делятся на две части por maxum и mos maxum. Между ними нет никакой разницы. Когда людей было еще мало, стали варить мясо в двух котлах. Одни не дождались, пока мясо сварится, съели его полусырым, с кровью. Другие дождались, пока мясо как следует уварилось. Верховный дух сказал: «Пусть те, кто мясо полусырым съел, por maxum будет, а те, кто дождался, mos maxum пусть будет».» (В.Н. Чернецов). У людей Мось предком считалась Калтась-эква, оживившая глиняных человечков Куль-отыра, а духами-покровителями рода – мис, лесные антропоморфные великаны, похожие на менквов, но в отличие от последних, доброжелательные к людям.

Браки возможны были лишь между членами соседних фратрий: мужчины-пор брали женщин-мось в жёны, женщины-мось выходили замуж за мужчин-пор. Внутри фратрии браки были запрещены, так как члены общины считались родственниками. Такой уклад жизни тоже нашёл отражение в мифах и сказках о менквах, где часто встречается сюжет о заключении брака между людьми и лесным народом.

Лиственничный народ – менквы – гораздо более крепкий, чем люди, им почти невозможно нанести урон. По одной из версий менква можно было убить только стрелой с медным наконечником. По другой, человек вообще не мог убить менква, это мог сделать лишь Сяхыл-Торум (бог грома) своими огненными стрелами. Среди моря, как считали манси, находится сярысь топал ма – «той стороны моря страна» − где живут души менквов, убитых Сяхыл-Торумом. После гибели менквов из их тел возникали холмы, реки  и острова.

Менквам, как и прочим духам, приносили жертвы. Особенно ценной жертвой считался чёрный конь.

менкв2.jpg

Изменено пользователем Gudrid

1 пользователю понравилось это


Отзыв пользователя

Нет отзывов для отображения.