Yohans Haile Rusiya

Англия-Судан vs Италия-Эфиопия (XIX в.)

5 сообщений в этой теме

Колониальная политика Англии редко давала сбои. Можно сказать, это был образец.

 

В отношении колониальной политики Италии все было намного печальнее.

 

Почему? И насколько тяжело сказались на колониальной политике Италии ее поражения в конце XIX в. в Африке? Разве все было так печально?

 

Для начала вспомним, когда Италия начала закрепляться в Восточной Африке - только в 1868 г. на берегу Красного Моря один итальянский монах, действуя по поручению итальянской пароходной компании купил у местных вождей участок земли. А в 1891 г. уже была создана итальянская колония Эритрея.

 

В целом, срок проникновения Италии в регион был намного меньше, чем у Англии (в 1868 г. уже успешно завершилась экспедиция лорда Нэпира Мэкдэльского, закончившаяся гибелью эфиопского ныгус нэгэст Теводроса). А результаты - не меньше. 

 

Англия, как ни странно, поддерживала Италию. В 1891 г. между двумя странами были подписаны соглашения, по которым к Италии отошел стратегически важный порт Массауа (Массова) на красноморском побережье. Это не могло не возмутить Менелика II, поскольку за помощь в войне с махдистами Массауа уже была обещана англичанами Эфиопии.

 

Но в Эфиопии Англия не была заинтересована - ее интересы пролегали чуть западнее. Вот вдоль Белого Нила и южнее - пожалуйста (собственно, Фашодский инцидент - это все в искомом районе). Потому и внедрила Италию в этот сложный регион, чтобы насыпать соли Франции, которая упорно пыталась закрепиться на Африканском роге, создав там колонию Джибути (русские тоже пытались отметиться, но как-то странно - экспедиция Ашинова носила явно авантюрный характер, господдержка обеспечена не была, что привело как к ликвидации поселения, так и гибели части колонистов под огнем французских корабельных пушек).

 

А Италия, кстати, тоже ввязалась в войну против махдистов. После того, как Массауа отошла к Италии и итальянский гарнизон был размещен в отбитой у махдистов Кассалы, из Донголы и более южных регионов Судана на территорию, контролируемую итальянцами, ринулись толпы беженцев. Несколько попыток дервишей отбить у итальянцев Кассалу закончились очень недвусмысленно - итальянцы их разгромили и отбросили с большими потерями.

 

Так что говорить о том, что после знаменитой "резни в Догали" (26.01.1887), когда 548 итальянских солдат и местных аскеров под командованием подполковника Томмазо ди Кристофориса попали в засаду войск раса Алулы (более 7000 воинов с современным огнестрельным оружием), и были почти поголовно уничтожены (погибло 430 солдат и офицеров, 82 было ранено у итальянцев и 1071 убитый был у раса Алулы), авторитет итальянцев упал, нельзя. Иначе надо вспомнить все эпические (и не очень) фейлы англичан в Судане, которых было более, чем просто много на 1887 г.

 

Вот и получается, что сравнивая Англию и Италию в Африке, мы сравниваем несколько разные стадии развития колониальной политики. Да еще и забываем о том, что Италия была объединена и освобождена от австрийского господства только в 1861 г., а Рим был присоединен к ней только в 1870 г.!

 

Продолжение следует...

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Немного синхронизма для понимания ситуации вокруг Африканского рога:

 

Февраль 1855 г. - в Эфиопии коронуется Теводрос II.

 

Февраль 1856 г. - заканчивается Крымская война.

 

Март 1856 г. - французский консул в Адене покупает за 50 тыс. франков территорию вокруг местечка Обок, заложив основы будущей колонии Джибути.

 

Октябрь 1856 г. - начинается Вторая Опиумная война в Китае.

 

Май 1857 г. - восстание сипаев в Индии.

 

Апрель 1859 г. - подавление восстания сипаев.

 

Октябрь 1860 г. - завершение Второй Опиумной войны.

 

Март 1861 г. - создание Королевства Италия (пока без Рима).

 

Июнь - июль 1866 г. - австро-прусско-итальянская война.

 

Октябрь 1867 - май 1868 гг. - англо-эфиопская война (точнее, карательный поход войск лорда Нэпира против ныгус нэгэсти Теводроса II), завершившаяся смертью Теводроса, сожжением его столицы Мэкдэлы и началом нового витка в борьбе за престол Эфиопии. Главный претендент на престол - Каса Мырча - пользовался поддержкой англичан, выступив на их стороне в войне против Теводроса.

 

Ноябрь 1869 г. - монах Джузеппе Сапето купил у шейхов прибрежных племен территорию в Асэбе за 6 тыс. талеров. По одним данным он действовал в интересах пароходного общества Рубаттино, по другим - в интересах католической церкви.

 

1870 г. - Италия полностью объединилась. Рим стал столицей вместо Флоренции.

 

1874 г. - эфипо-египетская война. В результате египетская агрессия в Тыграе остановлена, захвачены большие трофеи.

 

1881 г. - начало восстания Махди в Судане.

 

1879-1883 гг. - общество Рубаттино расширило владения в Асэбе, прикупив дополнительные территории и арендовав ряд островов.

 

Продолжение следует...

 

 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1869 г. - открытие Суэцкого канала.

 

1877-1878 гг. - русско-турецкая война, Турция выключается из борьбы за Красное море.

 

1881 г. - Франция покоряет Тунис, который Италия планировала сделать своей колонией. Начинается эскалация итало-французских противоречий.

 

1883 г. - итальянцы начинают активные политические контакты с ныгусом Шоа Менеликом II, обещая ему беспрепятственное право пользования портом Асэб. Менелик посылает в Асэб караван из 600 верблюдов со слоновой костью.

 

Апрель 1884 г. - махдисты заняли Мэтэмму, которая находилась в вассальной зависимости от тыграйского раса Алула. Миссия адмирала Хьюитта заключила с Эфиопией договор, по которому эфиопы оказывали Англии военную помощь в эвакуации английских гарнизонов из Судана. За это эфиопам был обещан беспрепятственный провоз грузов через египетский порт Массауа.

 

1885 г. - итальянцы по соглашению с Англией оккупируют Массауа. Начинается эскалация итало-эфиопских противоречий.

 

1885-1886 гг. - итальянцы оккупируют несколько городков на территории Тыграя, подконтрольных расу Алула.

 

26.01.1887 - битва при Догали, в которой 548 итальянских и туземных солдат и офицеров сражались против 7 тыс. воинов раса Алула. Потери: 1) Италия - 430 убитых, 82 раненных; 2) войска раса Алула - 1071 убитый, количество раненных неизвестно. Итальянцы не смогли подкрепить гарнизон Саати, осажденный войсками раса Алула, рас Алула не смог взять Саати.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хорошая карта Эритреи - можно видеть, где Асэб (чуть северо-западнее Джибути), и где - Массауа:

 

eritrea.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Джузеппе Сапето (1811 - 24 августа 1895 г.), миссионер братства Св. Лазаря, фактически заложивший основу итальянского колониального владычества в Африке, был еще и наблюдательным исследователем.

Цитата

Giuseppe Sapeto (1811 to August 24, 1895) was an Italian Lazarist missionary (i.e.)a member of the mission to the poor founded in Paris in 1625 by St. Vincent de Paul), an orientalist, author, and political agent, who acquired the Red Sea port of Assab for Italy. 

Born at Carcare, Genoa, he became a Lazarist missionary at the age of 18. He travelled to Lebanon and Egypt before sailing to Massawa in 1837 with the French brothers Antoine and Arnaud d'Abbadie, who were to spend ten years (1838-48) travelling in Ethiopia. He went inland, visited Adwa and Gondar, and later joined the mission of the Italian Lazarist Monsignor Giustino de Jacobis. He fell seriously ill, however, and returned home. After recovering, he returned to Massawa as a traveller rather than as a missionary, visited the Danakil salt depression, and, in company with his compatriot, Father Stella, visited the country of the Bogos, Mensa, and Habab in northwestern Ethiopia in 1851. During these travels he collected Ge'ez (ancient Ethiopic), Tegré, and Bilan (a Cushitic language of western Eritrea) vocabularies. 

In 1858 he was sent to Europe by de Jacobis as interpreter to a mission which Agaw Negussé, a rebel against Emperor Téwodros II (q.v.), had despatched to the Pope and to Emperor Napoleon III (reigned 1852-70) of France, Sapeto returned with the latter's envoy, Count Russel, who had instruction to obtain concessions and a port for France. He failed in his mission, however, when Téwodros defeated and killed Negussé. The emperor took Sapeto prisoner, but later released him. Sapeto then went to Paris, where he became curator of Oriental manuscripts at the Bibliothèque Nationale in Paris, and subsequently professor of Arabic at Florence and Genoa. 

After the opening of the Suez Canal in 1869, Sapeto was entrusted by the Italian government with the task of obtaining a port on the Red Sea coast of Africa. Acting on behalf of an Italian shipping company, the Società Rubattino, he purchased the port of Assab in November 1869 from two local Danakil chieftains for 6,000 Mother Theresa dollars. He returned to Assab in March 1870 to conclude the agreement, and purchased two further strips of territory. He later conducted a vigorous polemic against critics of these purchases, notably in his book Assab e i soui critici (1879). 

The Italian government, by then desirous of bringing its nominal possessions at Assab under effective control, ordered Sapeto to return to Assab, and he arranged for the signature by the local chiefs of further agreements, notably one with the Sultan of Raheita, 30 miles (48 km) southeast of Assab, who, in September 1880, placed himself under Italian protection. Sapeto, who also attempted to open up contact with Muhammad Hanfari (q.v.), the Sultan of Awsa in the south of the Danakil region, remained at Assab until January 1881. On his return to Italy he gradually dropped from public view. A man of scholarly interests as well as political ambition, he had attended the Fourth International Congress of Orientalists in Florence in 1878, and produced a number of learned writings, including Etiopia, a study of Ethiopian government, geography, and history, published in 1890. He died in relative obscurity at Genoa in 1895.

 

giuseppe-sapeto.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

  • Похожие публикации

    • Религия эфиопов
      Автор: Yohans Haile Rusiya
      В Эфиопии полноправным гражданином страны мог быть еще в 1950-1970-е гг. только христианин-афросемит.
       
      Главным народом считался народ амхара (афросемиты). Амхара говорят на языке амарыння и исповедуют монофизитство. Следующим народом считались тыграйцы (афросемиты), которые говорят на тыгрыння и также исповедуют монофизитство. 
       
      Тыграйцы и амхарцы являются северной и южной ветвью афросемитов, их языки развивались самостоятельно из древнего языка геэз, который ныне сохраняется в качестве языка богослужения в эфиопской церкви.
       
      Исторически именно Тыграй был колыбелью эфиопской цивилизации. Ныне часть Тыграя находится на территории Эритреи. Но с течением времени лидирующую роль приобрели амхарцы, и именно они объединили страну в конце XIX в. (причем это сделали наиболее удаленные от старых центров цивилизации шоанцы).
       
      Народ оромо относится к кушитской семье языков и исповедует преимущественно ислам. Оромо могли быть причислены к высшей знати Эфиопии только при условии принятия оромскими вождями монофизитства. Но военная сила оромо была такой, что оромские феодалы из Йеджу в конце XVIII в. фактически оттеснили императоров из рода Соломона от власти, создав "масфеннат" (эфиопский аналог японского сёгуната). Правда, для этого Али Большой (первый из династии рас битвададов - титул правителей Йеджу) принял христианство. Но до самого падения династии в начале 1850-х годов их обвиняли в том, что они исповедуют христианство только на публике, на деле придерживаясь ислама. Для этого были некоторые основания - так, рас битвадады упорно продолжали опираться на отряды оромо, преимущественно исповедовавших ислам. Это приводило к религиозным эксцессам в ходе гражданских войн XVIII - XIX вв.
       
      Мусульмане всех наций считались недостойными владения землей. Им можно было только быть крепостными или ремесленниками. В лучшем случае - купцами. Но во главе купцов-мусульман ставили нагади раса - обычно грека или армянина. Для контроля.
       
      То же самое досталось фалаша (их иудейство под вопросом, но и христианами они не были) - землей владеть фалаша не имели права, зато им достались все принудительные работы в качестве ремесленников.
       
      Негрские компоненты (мурси, шуро, омето и т.д.) вообще были вне этой своеобразной шкалы. Как говорится, даже в Африке негром быть было очень тяжело. Негр (амх. шанкалла) мог быть рабом. Точка. 
       
      Вот такая этнорелигиозная ситуация сложилась в Эфиопии в конце XIX в. В ХХ в. изменения были, но недостаточно сильные - так, до сих пор ведущее место в жизни общества занимают амхарцы, которых не более 30% от населения страны, а оромо, которых более 40% - до сих пор на вторых ролях.
       
    • Исторические границы Эфиопии
      Автор: Yohans Haile Rusiya
      Современная Эфиопия - плод завоеваний Менелика II в конце XIX в. В ХХ в. территория страны расширилась за счет временного присоединения к стране территории Эритреи, что дало возможность Эфиопии выйти к морю и даже создать свой флот на Красном море.
       
      Однако в настоящее время, вследствие сепаратистских стремлений в Эритрее, эта территория отделилась от Эфиопии и снова стала независимым государством. Эфиопия вновь потеряла выход к морю.
       
      На западе есть ряд спорных областей с Суданом и Египтом, на востоке - с Сомали. Огаден (восточная, низменная часть Эфиопии) - одна из самых горячих точек страны. Путешествовать на восток без сильной охраны (предоставляется эфиопским правительством)  далее Харэра не рекомендуется.
       
      Юго-запад страны вообще имеет мало общего с Эфиопией, т.к. населен негрскими племенами.
       
      В "старых провинциях" (Годжам, Ласта, Бегемдыр, Шоа и т.д.) амхара составляет национальное меньшинство. В целом, значительные пространства бывших царств Джимму, Лека, Лиму, Уолло и т.д. заселены оромо. Традиционно господствующей расой являлись афросемиты - амхара, причем только исповедующие монофизитство толка тоуахдо (унифицирован с коптской доктриной).
       
      Карта распределения религиозных общин в Эфиопии прилагается.

    • Вооруженные силы итальянской Восточной Африки
      Автор: Yohans Haile Rusiya
      После утверждения Италии в Асэбе (монах-лазарист Джузеппе Сапето (1811-1895) за 6 тыс. талеров выкупил у местных шейхов место для будущей итальянской колонии Эритрея) началось формирование местных вооруженных сил, предназначенных для обеспечения безопасности новых итальянских владений.
       
      Вооруженные силы в этой колонии формировались из 4 составляющих - итальянские элитарные части (альпини и берсальеры), местное ополчение из итальянских колонистов (обычно охраняло поселения), местные жители, поступившие на службу в итальянские колониальные войска (аскеры) и местные ополчения, примыкавшие к итальянцам в случае, если политика колониальных властей совпадала с их магистральными интересами.
       
      Служба аскером была очень популярна среди местных воинственных племен - аскеры, при полном удовлетворении своих воинственных склонностей, получали красивую форму, пошитую с учетом того, что большая часть племен в прибрежной зоне исповедовала ислам, неплохое жалование, хорошее питание, медицинскую помощь и, что было самым главным - хорошее европейское оружие - как огнестрельное, так и клинковое. Италия даже начала выпуск клинков по местным образцам, чтобы удовлетворить вкусы аскеров.
       
      На фото военнослужащие итальянских колониальных войск - итальянцы и местные аскеры.