5 сообщений в этой теме

В Эфиопии полноправным гражданином страны мог быть еще в 1950-1970-е гг. только христианин-афросемит.

 

Главным народом считался народ амхара (афросемиты). Амхара говорят на языке амарыння и исповедуют монофизитство. Следующим народом считались тыграйцы (афросемиты), которые говорят на тыгрыння и также исповедуют монофизитство. 

 

Тыграйцы и амхарцы являются северной и южной ветвью афросемитов, их языки развивались самостоятельно из древнего языка геэз, который ныне сохраняется в качестве языка богослужения в эфиопской церкви.

 

Исторически именно Тыграй был колыбелью эфиопской цивилизации. Ныне часть Тыграя находится на территории Эритреи. Но с течением времени лидирующую роль приобрели амхарцы, и именно они объединили страну в конце XIX в. (причем это сделали наиболее удаленные от старых центров цивилизации шоанцы).

 

Народ оромо относится к кушитской семье языков и исповедует преимущественно ислам. Оромо могли быть причислены к высшей знати Эфиопии только при условии принятия оромскими вождями монофизитства. Но военная сила оромо была такой, что оромские феодалы из Йеджу в конце XVIII в. фактически оттеснили императоров из рода Соломона от власти, создав "масфеннат" (эфиопский аналог японского сёгуната). Правда, для этого Али Большой (первый из династии рас битвададов - титул правителей Йеджу) принял христианство. Но до самого падения династии в начале 1850-х годов их обвиняли в том, что они исповедуют христианство только на публике, на деле придерживаясь ислама. Для этого были некоторые основания - так, рас битвадады упорно продолжали опираться на отряды оромо, преимущественно исповедовавших ислам. Это приводило к религиозным эксцессам в ходе гражданских войн XVIII - XIX вв.

 

Мусульмане всех наций считались недостойными владения землей. Им можно было только быть крепостными или ремесленниками. В лучшем случае - купцами. Но во главе купцов-мусульман ставили нагади раса - обычно грека или армянина. Для контроля.

 

То же самое досталось фалаша (их иудейство под вопросом, но и христианами они не были) - землей владеть фалаша не имели права, зато им достались все принудительные работы в качестве ремесленников.

 

Негрские компоненты (мурси, шуро, омето и т.д.) вообще были вне этой своеобразной шкалы. Как говорится, даже в Африке негром быть было очень тяжело. Негр (амх. шанкалла) мог быть рабом. Точка. 

 

Вот такая этнорелигиозная ситуация сложилась в Эфиопии в конце XIX в. В ХХ в. изменения были, но недостаточно сильные - так, до сих пор ведущее место в жизни общества занимают амхарцы, которых не более 30% от населения страны, а оромо, которых более 40% - до сих пор на вторых ролях.

 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вкратце об эфиопской христианской церкви - в России почему-то считают, что эфиопы православные. Но эфиопы никогда не были православными. Они всегда были монофизитами, т.е. признавали единую сущность Христа.

 

Православные и католики - диофизиты. Т.е. по католическому и православному толкованию в Христе объединяются 2 сущности - божественная и человеческая. А монофизиты (копты Египта, афросемиты, армяне, сирийцы, ливанцы, айсоры) - что у Христа была только 1 природа, божественная. Из-за этого все разногласия. 

 

Русские, путешествовавшие в Эфиопии в конце XIX в., пришли к выводу, что монофизитство близко к православию и скоро церкви объединятся (особенно на этом настаивал А.К. Булатович), но это было желаемым - сила церкви в Эфиопии была такой, что даже императоры боялись ее трогать. Теводрос II попробовал надавить на церковь - и ему пришлось получать благословения от абуны (глава эфиопской церкви, до 1950-х присылавшийся из Александрии) только приставив к его груди дуло пистолета. Дошло до того, что абуна умер в тюрьме на горе Мэкдэла, а вся Эфиопия отвернулась от императора и его уничтожила английская эспедиция 1868 г. Т.ч. ни о каком объединении церквей речи быть не могло и Булатович вводил людей в заблуждение.

 

В XVI в. в Эфиопии шла страшная война с султанатом Адаль (земли в областях Афар и Сомали), которым правил выдающийся полководец Ахмед Грань. Возглавив небольшое войско конных воинов, именовавшихся маласаями, он несколько раз жестоко разгромил эфиопских императоров, сжег многие города и церкви и, фактически, остатки христианских войск держались только в амбах (столовые горы, на которых располагались огромные эфиопские крепости, укрепленные более природой, нежели фортификационными сооружениями).

 

Но тут прибыли португальцы и предложили помощь эфиопам. Императрица Елена приняла помощь новых союзников и в короткое время союзники разгромили мусульман, а Ахмед Грань погиб в бою.

 

С того времени в Эфиопии появились католические священники. Влияние португальцев было очень сильно. При императоре Фасилыдысе (XVII в.) началось массовое обращение эфиопской знати в католицизм. Естественно, усиление чужеземного влияния никому не понравилось - ни императору, ни абуне, ни простым людям. Католики были изгнаны из страны, упорствующие из числа неофитов перебиты. В стране воцарилось строгое монофизитство. 

 

Но практически весь XVII и первая половина XVIII вв. прошли относительно спокойно - империя укрепилась, сильно потеснив мусульман, разгромила нашествие разрозненных племен оромо и все пришло в норму. Тогда при дворе начались серьезные богословские споры - Эфиопия по уровню своего развития находилась в XVIII в. примерно на уровне Европы времен Реформации, а то и несколько раньше. В рамках предельно ясного на первый взгляд монофизитского учения оказалось, как минимум, 3 или 4 течения.

 

 

  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

После Халкедонского Собора (IV в.), Восточные Церкви порвали с Православной (Catholic) церковью (настоящего разделения на католиков и православных еще не было - оно произойдет только в 1054 г.), утверждавшей, что Христос имел две разных природы, Человеческую и Божественную.

 

Сторонники монофизического вероучения провозглашали, что Христос имел только одну природу, которая подразумевала полное единство Человеческой и Божественной сущности, и которая не могла быть разделена или отделена. Он был и Человеком и Богом в одном лице.

 

Этот тезис приняли в восточных и южных областях Византийской империи и сопредельных с ними христианских странах и областях (Армения, Эфиопия и т.п.). Его сторонники придерживались мнения, что Троица всегда была единой, что Христос был Божественен от лона Девы Марии и что его природа была неделимой и нераздельной, всегда единой (собственно, монофизит - "единоприродный" по-гречески). Эта доктрина была подтверждена Патриархом Александрии и принята официальной церковной иерархией в Эфиопии, руководимой коптами - поскольку Александрийский патриархат принадлежал к монофизитам, то и Эфиопия окормлялась из Александрии, и оттуда получала своего абуну (главу церкви). Это течение в монофизитстве именовалось по-амхарски "тоуахдо", что переводится как "объединенная" или "единая" по причине отношения к природе Христа.

 

Византийские же священники из центральных, северных и западных провинций утверждали, что некоторые вещи в своей жизни Христос делал как Человек, в то время как другие он делал как Бог (это если брать упрощенно всю систему).

 

Вот основные секты и течения в эфиопском монофизитстве (возможно, они есть и в других монофизитских церквях под другими названиями):

 

Кыбат (пресуществление) - Христос получил Божественную сущность от помазания Святым Духом в Крещении.

 

Цега (милость) - Христос обрел божественную сущность, когда Бог Отец объявил его Своим Сыном через благодать, в крещении также.

 

Сост Лидет (три рождения) - Христос (Бог Сын) имел три рождения:

1) от Бога Отец при Сотворении 

2) от Святой Девы при Рождении 

3) от Святого Духа при Крещении

Т.е. он не обрел полностью свою Божественную природу до окончания крещения, а Троица (в которой одним из самых значимых компонентов является Бог Сын) не была закончена до окончания крещения Христа.

 

Было еще одно течение, о котором упоминает А.К. Булатович - при нем состоялось наказание кнутами священника, проповедовавшего, что Троица состоит из 9, а не из 3 лиц, поскольку каждое лицо имеет по 3 ипостаси. Наказание не заставило его отречься от его убеждений. Распространение этого учения, а также его амхарское название и судьба (а также само имя) священника остались неизвестными.

 

Различные императоры склонялись время от времени к доктрине кыбат. 

 

Кыбат была особенно влиятельна в Годжаме - одной и старых провинций. Император Йоханныс IV также придерживался течения кыбат и опирался на поддержку Тыграя, где это течение также имело сильные корни. 

 

Сост Лидет была самым сильным религиозным течением в Шоа, и ныгус Сахле Селассие объявил ее официальной доктриной Шоа в 1841 г., за что абуна в Гондэре пригрозил отлучить его от церкви.

 

Получилась чресполосица - сначала Теводрос II провозглашает главной доктриной тоуахдо, добивается признания кыбат, сост лидет и цега ересями и получает право на физическое устранение еретиков. Затем к власти приходит Йоханныс IV и провозглашает главной доктриной кыбат. После него приходит к власти Менелик II из Шоанской ветви династии Соломона, традиционно придерживавшейся учения сост лидет, но главной доктриной вновь признает тоуахдо.

 

После правления Менелика II острота споров внутри христианской церкви сошла на нет, т.к. появились серьезные внешнеполитические вызовы, которые отвлекли внимание общества от вопросов религии.

 

  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, эфиопское христианство сохраняет ряд очень архаичных черт - например, обязательно обрезание. Причем как мужчин, так и женщин (нашим врачам пришлось столкнуться с этим в Эфиопии в 1980-е).

 

А еще почитание субботы, и весьма старый пережиток - оскопление пленных врагов. Какое-то время это запрещалось Менеликом II, но в войне 1935-1941 гг. это вновь вошло в моду. А, скорее, и в более ранний период - список преступлений эфиопского правительства, по трактовке итальянской делегации в Лиге Наций, включал и массовую кастрацию пленных. Чем-то это напоминает обычаи ветхозаветных иудеев.

 

А вот иудаизм фалаша под большим сомнением. Да, они не признают Новый Завет и обрезаются, но с иудаизмом слишком много разночтений. Получается, что признание фалаша эфиопскими иудеями - более политическое решение, чем реальное, имеющее религиозные обоснования. сейчас большая часть фалаша "репатриированы" в Израиль, но некоторое (очень незначительное) количество их пребывает в Эфиопии. Израиль пробует использовать фалаша для усиления своего влияния в Эфиопии. В частности, сейчас развивается весьма интересный сценарий - монофизиты-эфиопы в союзе с иудеями-израильтянами против мусульман Египта, Северного Судана, Сомали и Эритреи.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересен и культ Девы Марии в Эфиопии - он очень древний. Вряд ли можно все объяснить краткосрочным влиянием португальских католиков (один из них даже занимал некоторое время пост главы Эфиопской церкви) в XVI-XVII вв.

 

Культ народный. Выражается в теофорных именах - даже глава Дерга Менгисту был не просто Менгисту, а Менгисту Хайле Мариам (Менгисту - Сила Марии). Распространено имя Гэбре Мариам (раб Марии) и т.п.

 

Есть интереснейшие народные легенды типа легенды о том, как людоед Беляу напоил водой прокаженного нищего или Папа Римский Пахомий украл и продал мирро из собственной церкви - везде в качестве избавительницы отрицательных персонажей выступает Дева Мария, причем достаточно просто почитать ее не в прямой форме, а, как в легенде о людоеде Беляу, откликнуться на просьбу "во имя Пресвятой Девы Марии!".

 

У католиков тоже высоко почитание Девы Марии, но все же, скажем, легенда о Папе Римском Пахомии явно старше первых эфиопо-португальских контактов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

  • Похожие публикации

    • Исторические границы Эфиопии
      Автор: Yohans Haile Rusiya
      Современная Эфиопия - плод завоеваний Менелика II в конце XIX в. В ХХ в. территория страны расширилась за счет временного присоединения к стране территории Эритреи, что дало возможность Эфиопии выйти к морю и даже создать свой флот на Красном море.
       
      Однако в настоящее время, вследствие сепаратистских стремлений в Эритрее, эта территория отделилась от Эфиопии и снова стала независимым государством. Эфиопия вновь потеряла выход к морю.
       
      На западе есть ряд спорных областей с Суданом и Египтом, на востоке - с Сомали. Огаден (восточная, низменная часть Эфиопии) - одна из самых горячих точек страны. Путешествовать на восток без сильной охраны (предоставляется эфиопским правительством)  далее Харэра не рекомендуется.
       
      Юго-запад страны вообще имеет мало общего с Эфиопией, т.к. населен негрскими племенами.
       
      В "старых провинциях" (Годжам, Ласта, Бегемдыр, Шоа и т.д.) амхара составляет национальное меньшинство. В целом, значительные пространства бывших царств Джимму, Лека, Лиму, Уолло и т.д. заселены оромо. Традиционно господствующей расой являлись афросемиты - амхара, причем только исповедующие монофизитство толка тоуахдо (унифицирован с коптской доктриной).
       
      Карта распределения религиозных общин в Эфиопии прилагается.

    • Англия-Судан vs Италия-Эфиопия (XIX в.)
      Автор: Yohans Haile Rusiya
      Колониальная политика Англии редко давала сбои. Можно сказать, это был образец.
       
      В отношении колониальной политики Италии все было намного печальнее.
       
      Почему? И насколько тяжело сказались на колониальной политике Италии ее поражения в конце XIX в. в Африке? Разве все было так печально?
       
      Для начала вспомним, когда Италия начала закрепляться в Восточной Африке - только в 1868 г. на берегу Красного Моря один итальянский монах, действуя по поручению итальянской пароходной компании купил у местных вождей участок земли. А в 1891 г. уже была создана итальянская колония Эритрея.
       
      В целом, срок проникновения Италии в регион был намного меньше, чем у Англии (в 1868 г. уже успешно завершилась экспедиция лорда Нэпира Мэкдэльского, закончившаяся гибелью эфиопского ныгус нэгэст Теводроса). А результаты - не меньше. 
       
      Англия, как ни странно, поддерживала Италию. В 1891 г. между двумя странами были подписаны соглашения, по которым к Италии отошел стратегически важный порт Массауа (Массова) на красноморском побережье. Это не могло не возмутить Менелика II, поскольку за помощь в войне с махдистами Массауа уже была обещана англичанами Эфиопии.
       
      Но в Эфиопии Англия не была заинтересована - ее интересы пролегали чуть западнее. Вот вдоль Белого Нила и южнее - пожалуйста (собственно, Фашодский инцидент - это все в искомом районе). Потому и внедрила Италию в этот сложный регион, чтобы насыпать соли Франции, которая упорно пыталась закрепиться на Африканском роге, создав там колонию Джибути (русские тоже пытались отметиться, но как-то странно - экспедиция Ашинова носила явно авантюрный характер, господдержка обеспечена не была, что привело как к ликвидации поселения, так и гибели части колонистов под огнем французских корабельных пушек).
       
      А Италия, кстати, тоже ввязалась в войну против махдистов. После того, как Массауа отошла к Италии и итальянский гарнизон был размещен в отбитой у махдистов Кассалы, из Донголы и более южных регионов Судана на территорию, контролируемую итальянцами, ринулись толпы беженцев. Несколько попыток дервишей отбить у итальянцев Кассалу закончились очень недвусмысленно - итальянцы их разгромили и отбросили с большими потерями.
       
      Так что говорить о том, что после знаменитой "резни в Догали" (26.01.1887), когда 548 итальянских солдат и местных аскеров под командованием подполковника Томмазо ди Кристофориса попали в засаду войск раса Алулы (более 7000 воинов с современным огнестрельным оружием), и были почти поголовно уничтожены (погибло 430 солдат и офицеров, 82 было ранено у итальянцев и 1071 убитый был у раса Алулы), авторитет итальянцев упал, нельзя. Иначе надо вспомнить все эпические (и не очень) фейлы англичан в Судане, которых было более, чем просто много на 1887 г.
       
      Вот и получается, что сравнивая Англию и Италию в Африке, мы сравниваем несколько разные стадии развития колониальной политики. Да еще и забываем о том, что Италия была объединена и освобождена от австрийского господства только в 1861 г., а Рим был присоединен к ней только в 1870 г.!
       
      Продолжение следует...