Sign in to follow this
Followers
0

Исторические границы Эфиопии
Started by
Yohans Haile Rusiya,
5 posts in this topic
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Sign in to follow this
Followers
0
-
Recently Browsing 0 members
No registered users viewing this page.
-
Similar Content
-
Религия эфиопов
By Yohans Haile Rusiya
В Эфиопии полноправным гражданином страны мог быть еще в 1950-1970-е гг. только христианин-афросемит.
Главным народом считался народ амхара (афросемиты). Амхара говорят на языке амарыння и исповедуют монофизитство. Следующим народом считались тыграйцы (афросемиты), которые говорят на тыгрыння и также исповедуют монофизитство.
Тыграйцы и амхарцы являются северной и южной ветвью афросемитов, их языки развивались самостоятельно из древнего языка геэз, который ныне сохраняется в качестве языка богослужения в эфиопской церкви.
Исторически именно Тыграй был колыбелью эфиопской цивилизации. Ныне часть Тыграя находится на территории Эритреи. Но с течением времени лидирующую роль приобрели амхарцы, и именно они объединили страну в конце XIX в. (причем это сделали наиболее удаленные от старых центров цивилизации шоанцы).
Народ оромо относится к кушитской семье языков и исповедует преимущественно ислам. Оромо могли быть причислены к высшей знати Эфиопии только при условии принятия оромскими вождями монофизитства. Но военная сила оромо была такой, что оромские феодалы из Йеджу в конце XVIII в. фактически оттеснили императоров из рода Соломона от власти, создав "масфеннат" (эфиопский аналог японского сёгуната). Правда, для этого Али Большой (первый из династии рас битвададов - титул правителей Йеджу) принял христианство. Но до самого падения династии в начале 1850-х годов их обвиняли в том, что они исповедуют христианство только на публике, на деле придерживаясь ислама. Для этого были некоторые основания - так, рас битвадады упорно продолжали опираться на отряды оромо, преимущественно исповедовавших ислам. Это приводило к религиозным эксцессам в ходе гражданских войн XVIII - XIX вв.
Мусульмане всех наций считались недостойными владения землей. Им можно было только быть крепостными или ремесленниками. В лучшем случае - купцами. Но во главе купцов-мусульман ставили нагади раса - обычно грека или армянина. Для контроля.
То же самое досталось фалаша (их иудейство под вопросом, но и христианами они не были) - землей владеть фалаша не имели права, зато им достались все принудительные работы в качестве ремесленников.
Негрские компоненты (мурси, шуро, омето и т.д.) вообще были вне этой своеобразной шкалы. Как говорится, даже в Африке негром быть было очень тяжело. Негр (амх. шанкалла) мог быть рабом. Точка.
Вот такая этнорелигиозная ситуация сложилась в Эфиопии в конце XIX в. В ХХ в. изменения были, но недостаточно сильные - так, до сих пор ведущее место в жизни общества занимают амхарцы, которых не более 30% от населения страны, а оромо, которых более 40% - до сих пор на вторых ролях.
-
Вооруженные силы итальянской Восточной Африки
By Yohans Haile Rusiya
После утверждения Италии в Асэбе (монах-лазарист Джузеппе Сапето (1811-1895) за 6 тыс. талеров выкупил у местных шейхов место для будущей итальянской колонии Эритрея) началось формирование местных вооруженных сил, предназначенных для обеспечения безопасности новых итальянских владений.
Вооруженные силы в этой колонии формировались из 4 составляющих - итальянские элитарные части (альпини и берсальеры), местное ополчение из итальянских колонистов (обычно охраняло поселения), местные жители, поступившие на службу в итальянские колониальные войска (аскеры) и местные ополчения, примыкавшие к итальянцам в случае, если политика колониальных властей совпадала с их магистральными интересами.
Служба аскером была очень популярна среди местных воинственных племен - аскеры, при полном удовлетворении своих воинственных склонностей, получали красивую форму, пошитую с учетом того, что большая часть племен в прибрежной зоне исповедовала ислам, неплохое жалование, хорошее питание, медицинскую помощь и, что было самым главным - хорошее европейское оружие - как огнестрельное, так и клинковое. Италия даже начала выпуск клинков по местным образцам, чтобы удовлетворить вкусы аскеров.
На фото военнослужащие итальянских колониальных войск - итальянцы и местные аскеры.
-
Англия-Судан vs Италия-Эфиопия (XIX в.)
By Yohans Haile Rusiya
Колониальная политика Англии редко давала сбои. Можно сказать, это был образец.
В отношении колониальной политики Италии все было намного печальнее.
Почему? И насколько тяжело сказались на колониальной политике Италии ее поражения в конце XIX в. в Африке? Разве все было так печально?
Для начала вспомним, когда Италия начала закрепляться в Восточной Африке - только в 1868 г. на берегу Красного Моря один итальянский монах, действуя по поручению итальянской пароходной компании купил у местных вождей участок земли. А в 1891 г. уже была создана итальянская колония Эритрея.
В целом, срок проникновения Италии в регион был намного меньше, чем у Англии (в 1868 г. уже успешно завершилась экспедиция лорда Нэпира Мэкдэльского, закончившаяся гибелью эфиопского ныгус нэгэст Теводроса). А результаты - не меньше.
Англия, как ни странно, поддерживала Италию. В 1891 г. между двумя странами были подписаны соглашения, по которым к Италии отошел стратегически важный порт Массауа (Массова) на красноморском побережье. Это не могло не возмутить Менелика II, поскольку за помощь в войне с махдистами Массауа уже была обещана англичанами Эфиопии.
Но в Эфиопии Англия не была заинтересована - ее интересы пролегали чуть западнее. Вот вдоль Белого Нила и южнее - пожалуйста (собственно, Фашодский инцидент - это все в искомом районе). Потому и внедрила Италию в этот сложный регион, чтобы насыпать соли Франции, которая упорно пыталась закрепиться на Африканском роге, создав там колонию Джибути (русские тоже пытались отметиться, но как-то странно - экспедиция Ашинова носила явно авантюрный характер, господдержка обеспечена не была, что привело как к ликвидации поселения, так и гибели части колонистов под огнем французских корабельных пушек).
А Италия, кстати, тоже ввязалась в войну против махдистов. После того, как Массауа отошла к Италии и итальянский гарнизон был размещен в отбитой у махдистов Кассалы, из Донголы и более южных регионов Судана на территорию, контролируемую итальянцами, ринулись толпы беженцев. Несколько попыток дервишей отбить у итальянцев Кассалу закончились очень недвусмысленно - итальянцы их разгромили и отбросили с большими потерями.
Так что говорить о том, что после знаменитой "резни в Догали" (26.01.1887), когда 548 итальянских солдат и местных аскеров под командованием подполковника Томмазо ди Кристофориса попали в засаду войск раса Алулы (более 7000 воинов с современным огнестрельным оружием), и были почти поголовно уничтожены (погибло 430 солдат и офицеров, 82 было ранено у итальянцев и 1071 убитый был у раса Алулы), авторитет итальянцев упал, нельзя. Иначе надо вспомнить все эпические (и не очень) фейлы англичан в Судане, которых было более, чем просто много на 1887 г.
Вот и получается, что сравнивая Англию и Италию в Африке, мы сравниваем несколько разные стадии развития колониальной политики. Да еще и забываем о том, что Италия была объединена и освобождена от австрийского господства только в 1861 г., а Рим был присоединен к ней только в 1870 г.!
Продолжение следует...
-