5 сообщений в этой теме

Современная Эфиопия - плод завоеваний Менелика II в конце XIX в. В ХХ в. территория страны расширилась за счет временного присоединения к стране территории Эритреи, что дало возможность Эфиопии выйти к морю и даже создать свой флот на Красном море.

 

Однако в настоящее время, вследствие сепаратистских стремлений в Эритрее, эта территория отделилась от Эфиопии и снова стала независимым государством. Эфиопия вновь потеряла выход к морю.

 

На западе есть ряд спорных областей с Суданом и Египтом, на востоке - с Сомали. Огаден (восточная, низменная часть Эфиопии) - одна из самых горячих точек страны. Путешествовать на восток без сильной охраны (предоставляется эфиопским правительством)  далее Харэра не рекомендуется.

 

Юго-запад страны вообще имеет мало общего с Эфиопией, т.к. населен негрскими племенами.

 

В "старых провинциях" (Годжам, Ласта, Бегемдыр, Шоа и т.д.) амхара составляет национальное меньшинство. В целом, значительные пространства бывших царств Джимму, Лека, Лиму, Уолло и т.д. заселены оромо. Традиционно господствующей расой являлись афросемиты - амхара, причем только исповедующие монофизитство толка тоуахдо (унифицирован с коптской доктриной).

 

Карта распределения религиозных общин в Эфиопии прилагается.

Ethiopia-Religion-Map1.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А это - карта регионов Эфиопии. Каждый может в любой момент сказать, что ему и без Аддис-Абебы хорошо. 

 

Суть завоеваний Менелика - стране нужны были деньги на войну. Получить их можно было только предложив европейцам т.н. "колониальные товары". Менелик, не ввязываясь в сражения с сильными соперниками в горах "старых провинций", быстро и малой кровью завоевал земли, богатые кофе, слоновой костью и золотом.

 

Кстати, кофе считается продуктом юго-западного царства Каффа, которое было населено смешанным племенем каффичо, сочетавшим расовые признаки афросемитов (амхара), кушитов (оромо) и негров. Династия их выводилась из династии Соломонидов и ее создание сами каффичо относили к концу XIV в.

 

В 1897 г. Каффа полностью была завоевана эфиопами, а последний ее царь Гаки Шерочо в серебряных цепях был отправлен в Аддис-Абебу. Но Менелик приказал не трогать кофейных плантаций и даже сохранил землю тем владельцам кофейных плантаций, которые приняли христианство (каффичо утратили христианство где-то в XVI в.). Остальные каффичо были превращены в гэббаров (крепостных), которые обслуживали солдат расквартированных в Каффе амхарских полков. Каждый солдат получил от 1 до 10 семейств гэббаров, да еще и по 40-50 га земли.

 

Такая же политика проводилась Менеликом и по отношению к другим нехристианским народам, которые он завоевал.

 

Сейчас это стало бомбой замедленного действия.

ethiopia_regional_map_of-fdre.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Символы современной Эфиопии - Лев Иудеи (статуя в Аддис Абебе) и памятник Менелику II (там же).

 

Льва итальянцы в свое время похитили, а статую Менелика в 1937 г. скинули с пьедестала (см. соответствующие приложения).

 

Но история не заканчивается - представители народа оромо, например, говорят, что неплохо бы уничтожить памятники имперского прошлого. В чем-то, может быть, они и правы - оромо сыграли большую роль в истории страны. Но вот памятники рушить все же нехорошо.

 

 

Moa Anbessa Rome 22.02.1937.JPG

Rear side.JPG

117957646.jpg

Menelik_II_Addis_Abeba.jpg

the-equestrian-statue-of-menelik-ii-is-removed-in-ethiopia-1937-cphran.jpg

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если рассматривать территорию "старых провинций" (которые на севере и западе, и которые преимущественно христианские), то картина не радужная - это Тыграй и Амхара, часть Шоа. Остальное - это всякие новоприобретенные у оромо, сидамо, каффичо и прочих народов территории. Харари, данакили и прочие сомали - это навсегда. Истребить их? Нельзя, это коренное население этих земель. Имеет полное право на проживание. Но удерживать их на положении 2-3 ролей феодальными методами уже невозможно - страна от этого не крепнет.

 

Главное, избежать сепаратизма, сильного, скажем, в Огадене (от Харэра на восток). Вот, кстати, карты христианских провинций Эфиопии на XIV-XVII вв. (последовательно). Если дать волю сепаратистам, то современная карта Эфиопии будет мало от них отличаться.

pic109-2.2_fmt.jpg

pic113-2.2.jpg

Ef7.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему после побоища при Адуа Менелик не отвоевал Эритрею?

 

Вот еще один штрих к реальным межнациональным отношениям внутри Эфиопии - один из современников Менелика, эфиопский просветитель начала ХХ в., сказал, что для Менелика "слова "тыграец" и "плохой человек" были словами-синонимами".

 

Правитель Тыграя рас Мэнгэша был сыном императора Йоханныса IV. Он долго не признавал власть Менелика. Потом заигрывал с итальянцами и даже а 1894 г. пожаловал итальянским генералам из Эритреи эфиопские феодальные титулы, что как бы очень сильно намекало. Потом, после поражения при Коатите, он прибыл к Менелику с камнем на шее в знак покорности. Он и его вассалы сражались при Адуа. Но когда был заключен мир, Мэнгэша восстал против Менелика. И его пришлось подавлять еще более жестоко, чем бить итальянцев.

 

Скорее всего, Менелик понимал, что Тыграй - это не Шоа, и что его там только терпят. Так пусть лучше Тыграй воюет с итальянцами постоянно, чем бунтует против Менелика. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

  • Похожие публикации

    • Религия эфиопов
      Автор: Yohans Haile Rusiya
      В Эфиопии полноправным гражданином страны мог быть еще в 1950-1970-е гг. только христианин-афросемит.
       
      Главным народом считался народ амхара (афросемиты). Амхара говорят на языке амарыння и исповедуют монофизитство. Следующим народом считались тыграйцы (афросемиты), которые говорят на тыгрыння и также исповедуют монофизитство. 
       
      Тыграйцы и амхарцы являются северной и южной ветвью афросемитов, их языки развивались самостоятельно из древнего языка геэз, который ныне сохраняется в качестве языка богослужения в эфиопской церкви.
       
      Исторически именно Тыграй был колыбелью эфиопской цивилизации. Ныне часть Тыграя находится на территории Эритреи. Но с течением времени лидирующую роль приобрели амхарцы, и именно они объединили страну в конце XIX в. (причем это сделали наиболее удаленные от старых центров цивилизации шоанцы).
       
      Народ оромо относится к кушитской семье языков и исповедует преимущественно ислам. Оромо могли быть причислены к высшей знати Эфиопии только при условии принятия оромскими вождями монофизитства. Но военная сила оромо была такой, что оромские феодалы из Йеджу в конце XVIII в. фактически оттеснили императоров из рода Соломона от власти, создав "масфеннат" (эфиопский аналог японского сёгуната). Правда, для этого Али Большой (первый из династии рас битвададов - титул правителей Йеджу) принял христианство. Но до самого падения династии в начале 1850-х годов их обвиняли в том, что они исповедуют христианство только на публике, на деле придерживаясь ислама. Для этого были некоторые основания - так, рас битвадады упорно продолжали опираться на отряды оромо, преимущественно исповедовавших ислам. Это приводило к религиозным эксцессам в ходе гражданских войн XVIII - XIX вв.
       
      Мусульмане всех наций считались недостойными владения землей. Им можно было только быть крепостными или ремесленниками. В лучшем случае - купцами. Но во главе купцов-мусульман ставили нагади раса - обычно грека или армянина. Для контроля.
       
      То же самое досталось фалаша (их иудейство под вопросом, но и христианами они не были) - землей владеть фалаша не имели права, зато им достались все принудительные работы в качестве ремесленников.
       
      Негрские компоненты (мурси, шуро, омето и т.д.) вообще были вне этой своеобразной шкалы. Как говорится, даже в Африке негром быть было очень тяжело. Негр (амх. шанкалла) мог быть рабом. Точка. 
       
      Вот такая этнорелигиозная ситуация сложилась в Эфиопии в конце XIX в. В ХХ в. изменения были, но недостаточно сильные - так, до сих пор ведущее место в жизни общества занимают амхарцы, которых не более 30% от населения страны, а оромо, которых более 40% - до сих пор на вторых ролях.
       
    • Вооруженные силы итальянской Восточной Африки
      Автор: Yohans Haile Rusiya
      После утверждения Италии в Асэбе (монах-лазарист Джузеппе Сапето (1811-1895) за 6 тыс. талеров выкупил у местных шейхов место для будущей итальянской колонии Эритрея) началось формирование местных вооруженных сил, предназначенных для обеспечения безопасности новых итальянских владений.
       
      Вооруженные силы в этой колонии формировались из 4 составляющих - итальянские элитарные части (альпини и берсальеры), местное ополчение из итальянских колонистов (обычно охраняло поселения), местные жители, поступившие на службу в итальянские колониальные войска (аскеры) и местные ополчения, примыкавшие к итальянцам в случае, если политика колониальных властей совпадала с их магистральными интересами.
       
      Служба аскером была очень популярна среди местных воинственных племен - аскеры, при полном удовлетворении своих воинственных склонностей, получали красивую форму, пошитую с учетом того, что большая часть племен в прибрежной зоне исповедовала ислам, неплохое жалование, хорошее питание, медицинскую помощь и, что было самым главным - хорошее европейское оружие - как огнестрельное, так и клинковое. Италия даже начала выпуск клинков по местным образцам, чтобы удовлетворить вкусы аскеров.
       
      На фото военнослужащие итальянских колониальных войск - итальянцы и местные аскеры.

    • Англия-Судан vs Италия-Эфиопия (XIX в.)
      Автор: Yohans Haile Rusiya
      Колониальная политика Англии редко давала сбои. Можно сказать, это был образец.
       
      В отношении колониальной политики Италии все было намного печальнее.
       
      Почему? И насколько тяжело сказались на колониальной политике Италии ее поражения в конце XIX в. в Африке? Разве все было так печально?
       
      Для начала вспомним, когда Италия начала закрепляться в Восточной Африке - только в 1868 г. на берегу Красного Моря один итальянский монах, действуя по поручению итальянской пароходной компании купил у местных вождей участок земли. А в 1891 г. уже была создана итальянская колония Эритрея.
       
      В целом, срок проникновения Италии в регион был намного меньше, чем у Англии (в 1868 г. уже успешно завершилась экспедиция лорда Нэпира Мэкдэльского, закончившаяся гибелью эфиопского ныгус нэгэст Теводроса). А результаты - не меньше. 
       
      Англия, как ни странно, поддерживала Италию. В 1891 г. между двумя странами были подписаны соглашения, по которым к Италии отошел стратегически важный порт Массауа (Массова) на красноморском побережье. Это не могло не возмутить Менелика II, поскольку за помощь в войне с махдистами Массауа уже была обещана англичанами Эфиопии.
       
      Но в Эфиопии Англия не была заинтересована - ее интересы пролегали чуть западнее. Вот вдоль Белого Нила и южнее - пожалуйста (собственно, Фашодский инцидент - это все в искомом районе). Потому и внедрила Италию в этот сложный регион, чтобы насыпать соли Франции, которая упорно пыталась закрепиться на Африканском роге, создав там колонию Джибути (русские тоже пытались отметиться, но как-то странно - экспедиция Ашинова носила явно авантюрный характер, господдержка обеспечена не была, что привело как к ликвидации поселения, так и гибели части колонистов под огнем французских корабельных пушек).
       
      А Италия, кстати, тоже ввязалась в войну против махдистов. После того, как Массауа отошла к Италии и итальянский гарнизон был размещен в отбитой у махдистов Кассалы, из Донголы и более южных регионов Судана на территорию, контролируемую итальянцами, ринулись толпы беженцев. Несколько попыток дервишей отбить у итальянцев Кассалу закончились очень недвусмысленно - итальянцы их разгромили и отбросили с большими потерями.
       
      Так что говорить о том, что после знаменитой "резни в Догали" (26.01.1887), когда 548 итальянских солдат и местных аскеров под командованием подполковника Томмазо ди Кристофориса попали в засаду войск раса Алулы (более 7000 воинов с современным огнестрельным оружием), и были почти поголовно уничтожены (погибло 430 солдат и офицеров, 82 было ранено у итальянцев и 1071 убитый был у раса Алулы), авторитет итальянцев упал, нельзя. Иначе надо вспомнить все эпические (и не очень) фейлы англичан в Судане, которых было более, чем просто много на 1887 г.
       
      Вот и получается, что сравнивая Англию и Италию в Африке, мы сравниваем несколько разные стадии развития колониальной политики. Да еще и забываем о том, что Италия была объединена и освобождена от австрийского господства только в 1861 г., а Рим был присоединен к ней только в 1870 г.!
       
      Продолжение следует...