5 сообщений в этой теме

Современная Эфиопия - плод завоеваний Менелика II в конце XIX в. В ХХ в. территория страны расширилась за счет временного присоединения к стране территории Эритреи, что дало возможность Эфиопии выйти к морю и даже создать свой флот на Красном море.

 

Однако в настоящее время, вследствие сепаратистских стремлений в Эритрее, эта территория отделилась от Эфиопии и снова стала независимым государством. Эфиопия вновь потеряла выход к морю.

 

На западе есть ряд спорных областей с Суданом и Египтом, на востоке - с Сомали. Огаден (восточная, низменная часть Эфиопии) - одна из самых горячих точек страны. Путешествовать на восток без сильной охраны (предоставляется эфиопским правительством)  далее Харэра не рекомендуется.

 

Юго-запад страны вообще имеет мало общего с Эфиопией, т.к. населен негрскими племенами.

 

В "старых провинциях" (Годжам, Ласта, Бегемдыр, Шоа и т.д.) амхара составляет национальное меньшинство. В целом, значительные пространства бывших царств Джимму, Лека, Лиму, Уолло и т.д. заселены оромо. Традиционно господствующей расой являлись афросемиты - амхара, причем только исповедующие монофизитство толка тоуахдо (унифицирован с коптской доктриной).

 

Карта распределения религиозных общин в Эфиопии прилагается.

Ethiopia-Religion-Map1.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А это - карта регионов Эфиопии. Каждый может в любой момент сказать, что ему и без Аддис-Абебы хорошо. 

 

Суть завоеваний Менелика - стране нужны были деньги на войну. Получить их можно было только предложив европейцам т.н. "колониальные товары". Менелик, не ввязываясь в сражения с сильными соперниками в горах "старых провинций", быстро и малой кровью завоевал земли, богатые кофе, слоновой костью и золотом.

 

Кстати, кофе считается продуктом юго-западного царства Каффа, которое было населено смешанным племенем каффичо, сочетавшим расовые признаки афросемитов (амхара), кушитов (оромо) и негров. Династия их выводилась из династии Соломонидов и ее создание сами каффичо относили к концу XIV в.

 

В 1897 г. Каффа полностью была завоевана эфиопами, а последний ее царь Гаки Шерочо в серебряных цепях был отправлен в Аддис-Абебу. Но Менелик приказал не трогать кофейных плантаций и даже сохранил землю тем владельцам кофейных плантаций, которые приняли христианство (каффичо утратили христианство где-то в XVI в.). Остальные каффичо были превращены в гэббаров (крепостных), которые обслуживали солдат расквартированных в Каффе амхарских полков. Каждый солдат получил от 1 до 10 семейств гэббаров, да еще и по 40-50 га земли.

 

Такая же политика проводилась Менеликом и по отношению к другим нехристианским народам, которые он завоевал.

 

Сейчас это стало бомбой замедленного действия.

ethiopia_regional_map_of-fdre.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Символы современной Эфиопии - Лев Иудеи (статуя в Аддис Абебе) и памятник Менелику II (там же).

 

Льва итальянцы в свое время похитили, а статую Менелика в 1937 г. скинули с пьедестала (см. соответствующие приложения).

 

Но история не заканчивается - представители народа оромо, например, говорят, что неплохо бы уничтожить памятники имперского прошлого. В чем-то, может быть, они и правы - оромо сыграли большую роль в истории страны. Но вот памятники рушить все же нехорошо.

 

 

Moa Anbessa Rome 22.02.1937.JPG

Rear side.JPG

117957646.jpg

Menelik_II_Addis_Abeba.jpg

the-equestrian-statue-of-menelik-ii-is-removed-in-ethiopia-1937-cphran.jpg

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если рассматривать территорию "старых провинций" (которые на севере и западе, и которые преимущественно христианские), то картина не радужная - это Тыграй и Амхара, часть Шоа. Остальное - это всякие новоприобретенные у оромо, сидамо, каффичо и прочих народов территории. Харари, данакили и прочие сомали - это навсегда. Истребить их? Нельзя, это коренное население этих земель. Имеет полное право на проживание. Но удерживать их на положении 2-3 ролей феодальными методами уже невозможно - страна от этого не крепнет.

 

Главное, избежать сепаратизма, сильного, скажем, в Огадене (от Харэра на восток). Вот, кстати, карты христианских провинций Эфиопии на XIV-XVII вв. (последовательно). Если дать волю сепаратистам, то современная карта Эфиопии будет мало от них отличаться.

pic109-2.2_fmt.jpg

pic113-2.2.jpg

Ef7.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему после побоища при Адуа Менелик не отвоевал Эритрею?

 

Вот еще один штрих к реальным межнациональным отношениям внутри Эфиопии - один из современников Менелика, эфиопский просветитель начала ХХ в., сказал, что для Менелика "слова "тыграец" и "плохой человек" были словами-синонимами".

 

Правитель Тыграя рас Мэнгэша был сыном императора Йоханныса IV. Он долго не признавал власть Менелика. Потом заигрывал с итальянцами и даже а 1894 г. пожаловал итальянским генералам из Эритреи эфиопские феодальные титулы, что как бы очень сильно намекало. Потом, после поражения при Коатите, он прибыл к Менелику с камнем на шее в знак покорности. Он и его вассалы сражались при Адуа. Но когда был заключен мир, Мэнгэша восстал против Менелика. И его пришлось подавлять еще более жестоко, чем бить итальянцев.

 

Скорее всего, Менелик понимал, что Тыграй - это не Шоа, и что его там только терпят. Так пусть лучше Тыграй воюет с итальянцами постоянно, чем бунтует против Менелика. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

  • Похожие публикации

    • Религия эфиопов
      Автор: Yohans Haile Rusiya
      В Эфиопии полноправным гражданином страны мог быть еще в 1950-1970-е гг. только христианин-афросемит.
       
      Главным народом считался народ амхара (афросемиты). Амхара говорят на языке амарыння и исповедуют монофизитство. Следующим народом считались тыграйцы (афросемиты), которые говорят на тыгрыння и также исповедуют монофизитство. 
       
      Тыграйцы и амхарцы являются северной и южной ветвью афросемитов, их языки развивались самостоятельно из древнего языка геэз, который ныне сохраняется в качестве языка богослужения в эфиопской церкви.
       
      Исторически именно Тыграй был колыбелью эфиопской цивилизации. Ныне часть Тыграя находится на территории Эритреи. Но с течением времени лидирующую роль приобрели амхарцы, и именно они объединили страну в конце XIX в. (причем это сделали наиболее удаленные от старых центров цивилизации шоанцы).
       
      Народ оромо относится к кушитской семье языков и исповедует преимущественно ислам. Оромо могли быть причислены к высшей знати Эфиопии только при условии принятия оромскими вождями монофизитства. Но военная сила оромо была такой, что оромские феодалы из Йеджу в конце XVIII в. фактически оттеснили императоров из рода Соломона от власти, создав "масфеннат" (эфиопский аналог японского сёгуната). Правда, для этого Али Большой (первый из династии рас битвададов - титул правителей Йеджу) принял христианство. Но до самого падения династии в начале 1850-х годов их обвиняли в том, что они исповедуют христианство только на публике, на деле придерживаясь ислама. Для этого были некоторые основания - так, рас битвадады упорно продолжали опираться на отряды оромо, преимущественно исповедовавших ислам. Это приводило к религиозным эксцессам в ходе гражданских войн XVIII - XIX вв.
       
      Мусульмане всех наций считались недостойными владения землей. Им можно было только быть крепостными или ремесленниками. В лучшем случае - купцами. Но во главе купцов-мусульман ставили нагади раса - обычно грека или армянина. Для контроля.
       
      То же самое досталось фалаша (их иудейство под вопросом, но и христианами они не были) - землей владеть фалаша не имели права, зато им достались все принудительные работы в качестве ремесленников.
       
      Негрские компоненты (мурси, шуро, омето и т.д.) вообще были вне этой своеобразной шкалы. Как говорится, даже в Африке негром быть было очень тяжело. Негр (амх. шанкалла) мог быть рабом. Точка. 
       
      Вот такая этнорелигиозная ситуация сложилась в Эфиопии в конце XIX в. В ХХ в. изменения были, но недостаточно сильные - так, до сих пор ведущее место в жизни общества занимают амхарцы, которых не более 30% от населения страны, а оромо, которых более 40% - до сих пор на вторых ролях.
       
    • Вооруженные силы итальянской Восточной Африки
      Автор: Yohans Haile Rusiya
      После утверждения Италии в Асэбе (монах-лазарист Джузеппе Сапето (1811-1895) за 6 тыс. талеров выкупил у местных шейхов место для будущей итальянской колонии Эритрея) началось формирование местных вооруженных сил, предназначенных для обеспечения безопасности новых итальянских владений.
       
      Вооруженные силы в этой колонии формировались из 4 составляющих - итальянские элитарные части (альпини и берсальеры), местное ополчение из итальянских колонистов (обычно охраняло поселения), местные жители, поступившие на службу в итальянские колониальные войска (аскеры) и местные ополчения, примыкавшие к итальянцам в случае, если политика колониальных властей совпадала с их магистральными интересами.
       
      Служба аскером была очень популярна среди местных воинственных племен - аскеры, при полном удовлетворении своих воинственных склонностей, получали красивую форму, пошитую с учетом того, что большая часть племен в прибрежной зоне исповедовала ислам, неплохое жалование, хорошее питание, медицинскую помощь и, что было самым главным - хорошее европейское оружие - как огнестрельное, так и клинковое. Италия даже начала выпуск клинков по местным образцам, чтобы удовлетворить вкусы аскеров.
       
      На фото военнослужащие итальянских колониальных войск - итальянцы и местные аскеры.

    • Англия-Судан vs Италия-Эфиопия (XIX в.)
      Автор: Yohans Haile Rusiya
      Колониальная политика Англии редко давала сбои. Можно сказать, это был образец.
       
      В отношении колониальной политики Италии все было намного печальнее.
       
      Почему? И насколько тяжело сказались на колониальной политике Италии ее поражения в конце XIX в. в Африке? Разве все было так печально?
       
      Для начала вспомним, когда Италия начала закрепляться в Восточной Африке - только в 1868 г. на берегу Красного Моря один итальянский монах, действуя по поручению итальянской пароходной компании купил у местных вождей участок земли. А в 1891 г. уже была создана итальянская колония Эритрея.
       
      В целом, срок проникновения Италии в регион был намного меньше, чем у Англии (в 1868 г. уже успешно завершилась экспедиция лорда Нэпира Мэкдэльского, закончившаяся гибелью эфиопского ныгус нэгэст Теводроса). А результаты - не меньше. 
       
      Англия, как ни странно, поддерживала Италию. В 1891 г. между двумя странами были подписаны соглашения, по которым к Италии отошел стратегически важный порт Массауа (Массова) на красноморском побережье. Это не могло не возмутить Менелика II, поскольку за помощь в войне с махдистами Массауа уже была обещана англичанами Эфиопии.
       
      Но в Эфиопии Англия не была заинтересована - ее интересы пролегали чуть западнее. Вот вдоль Белого Нила и южнее - пожалуйста (собственно, Фашодский инцидент - это все в искомом районе). Потому и внедрила Италию в этот сложный регион, чтобы насыпать соли Франции, которая упорно пыталась закрепиться на Африканском роге, создав там колонию Джибути (русские тоже пытались отметиться, но как-то странно - экспедиция Ашинова носила явно авантюрный характер, господдержка обеспечена не была, что привело как к ликвидации поселения, так и гибели части колонистов под огнем французских корабельных пушек).
       
      А Италия, кстати, тоже ввязалась в войну против махдистов. После того, как Массауа отошла к Италии и итальянский гарнизон был размещен в отбитой у махдистов Кассалы, из Донголы и более южных регионов Судана на территорию, контролируемую итальянцами, ринулись толпы беженцев. Несколько попыток дервишей отбить у итальянцев Кассалу закончились очень недвусмысленно - итальянцы их разгромили и отбросили с большими потерями.
       
      Так что говорить о том, что после знаменитой "резни в Догали" (26.01.1887), когда 548 итальянских солдат и местных аскеров под командованием подполковника Томмазо ди Кристофориса попали в засаду войск раса Алулы (более 7000 воинов с современным огнестрельным оружием), и были почти поголовно уничтожены (погибло 430 солдат и офицеров, 82 было ранено у итальянцев и 1071 убитый был у раса Алулы), авторитет итальянцев упал, нельзя. Иначе надо вспомнить все эпические (и не очень) фейлы англичан в Судане, которых было более, чем просто много на 1887 г.
       
      Вот и получается, что сравнивая Англию и Италию в Африке, мы сравниваем несколько разные стадии развития колониальной политики. Да еще и забываем о том, что Италия была объединена и освобождена от австрийского господства только в 1861 г., а Рим был присоединен к ней только в 1870 г.!
       
      Продолжение следует...